Какая вода имела целительные свойства в русских народных сказках

С самых давних времен люди догадывались, что самое распространённое вещество на Земле - вода играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни на планете. И что это не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы мифов и сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека. Но пожалуй, только в русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть.

Дети с самого раннего детства любят слушать и читать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой» и «мёртвой» воде. Но не все могут объяснить её удивительные свойства.

В каких же русских народных сказках встречается «живая» и «мёртвая» вода, и как проявляется её волшебная сила?

Сказка- ложь, да в ней намёк... 

Какая вода имела целительные свойства в русских народных сказках


«Сказка - ложь, да в ней намёк…» - говорится в старой поучительной присказке, которую можно признать истинной, если вспомнить русский народный фольклор, разделяющий воду на «живую» и «мёртвую» и приписывающий этим двум жидкостям противоположные свойства.

Сказка на Руси всегда являлась набором важной бытовой информации, положительные герои были наделены хорошими, нужными для жизни качествами, отрицательные же открыто вбирали в себя негативные. Поэтому разделение воды на «живую» и «мёртвую» в народных преданиях не могло возникнуть на пустом месте.

А значит, ещё много веков назад люди открыли для себя уникальные свойства, позволяющие либо «даровать жизнь», либо «убивать». Также в сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека.

Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств. Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия – свидетельства первых шагов лечебной магии.

Живая вода, также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и, вместе с тем, составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию А.Н.Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога – громовника.

Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более. Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь. 

По А.Н.Афанасьеву, мертвая вода - это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери- земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая вода находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны- носы – железные.

По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз – вихрь, гром, град и вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой или богатырской воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающей красоту, здоровье и счастье.

 Русские народные сказки, где говорится о «живой» и «мёртвой» воде: 

 • «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

• «Иван и чудо - юдо»

• «Иван - мужицкий сын»

 • «Марья Моревна»

• «Царевич Иван - Горох»

 • «Иван - царевич и Серый волк»

• «Медное, серебряное и золотое царство»

 В русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду.

Не все знали, где эта вода находится, только колдуны, мудрые старцы, серый волк, ворон, орёл или сокол…Трудно её было достать, далеко за ней приходилось путешествовать. Но стоила вода этого.

Если полить на кровавые раны «мёртвой» водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого надо было поливать «живой» водой, тогда «мёртвые» герои оживали. Без «мертвой» воды из - за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть. Это мы можем увидеть на примере конкретных сказок.

Так, в русской сказке « О молодильных яблоках и живой воде»: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…»

Из сказки «Марья Моревна».  …Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез. В то самое время у зятьев Ивана - царевича серебро почернело. - Ах, - говорят они, - видно, беда приключилась! Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон - за мертвою. Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно. Ворон брызнул мертвою водою - тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою - Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит: - Ах, как я долго спал!» 

«Иван- царевич и Серый волк». Лежит Иван - царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком: - Ты лети - ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану - царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван - царевич ожил. - Ох, крепко же я спал!

Чудеса, да и только!